Зарегистрироваться | Войти
Логин

Пароль

Статистика » Участников: 22636 Предложений: 201564
Информационная система

Сертификация по системе FSC

В настоящее время Европейский Союз (ЕС) заканчивает разработку правил и процедур по обеспечению процесса, согласно которому в страны Европы импортировалась бы только лесная продукция из древесины, легально заготовленной в лесах, с устойчивым (неистощительным - по российской терминологии) лесопользованием. Этот процесс получил название "Правоприменение, управление и торговля в лесном секторе (Forest Law Enforcement, Governance and Trade - FLEGT)". Планируется, что требования FLEGT к импортируемой в страны ЕС лесной продукции будут введены в течение 2005 - 2006 гг.

Можно утверждать, что правила FLEGT направлены на создание дополнительных препятствий для доступа российской, более дешевой лесной продукции на рынки стран ЕС.

В качестве одного из документов, подтверждающих соответствие импортируемой продукции требованиям FLEGT, является наличие у поставщика сертификата международной системы сертификации "Лесного Попечительского Совета (Forest Stewardship Council - FSC)".

Для Российской Федерации (РФ), осуществляющей 75 % экспортных поставок круглого леса, 40 % - пиломатериалов и 30 % - целлюлозы на экологически чувствительные рынки Европы и США, проблема лесной сертификации по международным стандартам является актуальной [1].

Эта проблема актуальна и для Республики Карелия в составе РФ, поскольку лесопромышленный комплекс (ЛПК) региона производит около 45 % промышленной продукции, обеспечивая работой 50 % занятых в промышленности республики. Удельный вес экспорта в объеме производства ЛПК Карелии составляет около 77 %, при этом в товарной структуре экспорта наибольшую долю в стоимостном выражении занимают лесоматериалы необработанные - 64 % [2].

Одной из проблем адаптации требований системы FSC к существующей в РФ и Карелии системе лесопользования и лесного хозяйства является выделение неэксплуатационных лесных массивов с целью сохранения биоразнообразия на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Согласно принципам FSC, к таким массивам относятся:

  1. Малонарушенные естественные лесные сообщества (МЕЛС) - лесные массивы площадью более 50 тыс. га. Под определение "МЕЛС" подпадают леса климаксовые и девственные (по ОСТ 56 - 108 - 98 "Лесоводство. Термины и определения"). Благодаря большой площади данные лесные территории способны переносить периодические катастрофические природные катаклизмы (крупные пожары, размножения вредителей) и возрастающее антропогенное воздействие. Примером МЕЛС в Республике Карелия является планируемый национальный парк (НП) "Калевальский".
  2. Леса высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) - лесные масси-ы площадью от 10 га до 50 тыс. га. ЛВПЦ могут являться остатками от массивов МЕЛС, появившихся по причине фрагментации последних в результате антропогенной деятельности. Данные ЛВПЦ чаще встречаются в России. В Западной Европе ЛВПЦ могут являться восстановленными производными лесами, но с высоким уровнем биоразнообразия. Примером ЛВПЦ в Республике Карелия являются производные леса Заонежья (Медвежьегорский район).
  3. Лесные ключевые местообитания (ЛКМ) - лесные участки до 10 га.

К ЛКМ относятся скальные разломы, окрайки болот, окрестности лесных озер и другие, характерно отличающиеся от окружающей местности участки. К ЛКМ возможно относить не только территории, но и отдельные природные объекты (например, локальный выход коренных пород на поверхность, усохшее на корню дерево осины и т. п.).

ЛКМ являются хранилищами локального биоразнообразия на территории, однородной по другим признакам.

Следует заметить, что выделение ЛКМ зачастую связано с исключением из освоения неудобных для лесозаготовителей участков лесосек (заболоченные площади, ложбины) и отменой заготовки неликвидной древесины (крупные осины, старые деревья хвойных пород и т. п.).

Выделение ЛКМ удобно проводить силами подготовленных сотрудников лесхозов при отводе делянок лесопользователям.

В РФ работы по выявлению МЕЛС и ЛПВЦ с помощью дистанционного зондирования (космических снимков поверхности Земли) ведутся, в частности, Институтом космических исследований Российской Академии наук при содействии "Лесного клуба российских неправительственных организаций", "Гринпис-Россия" и других общественных организаций.

В Республике Карелия подобные исследования ведутся Институтом леса Карельского научного центра Российской Академии наук (КарНЦ РАН), "Гринпис-Россия", при участии региональной общественной природоохранной организации "СПОК" [3, 4, 5].

Применяемые методики поиска МЕЛС и ЛПВЦ базируются на сочетании данных дистанционного зондирования и наземных обследований.

В результате исследований, проводившихся в 1997 - 2003 гг. Институтом леса КарНЦ РАН, "Гринпис-Россия", при участии региональной общественной природоохранной организации "СПОК", было установлено, что МЕЛС и ЛВПЦ Карелии располагаются вдоль российско-финляндской границы, в Пудожском районе, на Карельской части побережья Белого моря и незначительные массивы - в центральной части республики [3, 4].

Выяснено, что суммарная площадь МЕЛС и наиболее крупных ЛВПЦ Карелии, не входящих в существующую сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) с полным запретом рубок леса, составляет 7,5 % от общей площади лесного фонда республики, на их территории сосредоточено около 9,5 % корневого запаса карельских лесов.

Суммарная площадь ООПТ Карелии с полным запретом рубок леса составляет 2,1 % площади республики. К подобным ООПТ относятся территории НП "Паанаярви", карельской части НП "Водлозерский", заповедников "Костомукшский", "Кивач", а также на территории ряда заказников с режимом охраны, не допускающим заготовку древесины.

Таким образом, в соответствии с принципами лесной сертификации по системе FSC в Республике Карелия необходимо увеличить общую площадь строго охраняемых (т. е. с полным запретом всех видов рубок на их территории) лесов до 9,6 % площади республики.

Выделение МЕЛС и ЛВПЦ можно проводить силами подготовленных сотрудников лесоустроительных предприятий во время проведения лесоустройства или как дополнительную работу при проведении сертификации по системе FSC. Финансирование работ возможно осуществлять за счет лесопользователей, получивших лес в долгосрочную аренду, поскольку сертификация по системе FSC создает им дополнительные конкурентные преимущества на современном международном рынке лесопродукции.

Следует заметить, что Россия как участник международного рынка лесопродукции объективно будет вынуждена выполнять требования системы FSC и правил FLEGT, т. к. в противном случае страны ЕС предполагают прекратить импорт российской лесопродукции. Такая ситуация грозит спадом производства в экспортно-ориентированных лесных регионах страны, таких как Карелия, и ростом в них социальной напряженности.

В этой связи необходимо отметить особую роль российских общественных природоохранных организаций, фактически первыми обратившими внимание на проблему защиты отечественных производителей на международном рынке лесной продукции путем внедрения на территории РФ требований системы FSC и правил FLEGT.

Например, 29 декабря 2004 г. руководство Пяозерского леспромхоза (Республика Карелия) и представители трех российских общественных природоохранных организаций: "Гринпис-Россия", "Центр охраны дикой природы" и "Международный Социально-Экологического Союз" подписали соглашение о моратории на вырубку малонарушенных лесов в пределах аренды ОАО "Пяозерский леспромхоз", севернее НП "Паанаярви" [6].

В середине 90-х гг. прошлого века вокруг этой территории разгорелся конфликт между природоохранными организациями и лесозаготовителями. В результате переговоров обоюдное согласие было найдено, что позволило Пяозерскому леспромхозу существенно укрепить свои позиции на экологически чувствительном рынке Финляндии.

Аналогичная работа в настоящее время проводится в Карелии региональной общественной природоохранной организацией "СПОК" и ОАО "Карелелспром" с целью сохранения уникальных массивов малонарушенных лесов, примыкающих к НП "Водлозерский". Ожидаемой целью сотрудничества станет укрепление международного имиджа одного из крупных региональных экспортеров лесной продукции на рынки стран ЕС.

Таким образом, на этапе перехода к новым требованиям в международной торговле лесной продукцией известный природоохранный лозунг "Защищать природу - защищать Родину!" приобретает особый смысл. Отечественные общественные природоохранные организации, подталкивая лесопромышленников к необходимости сохранять малонарушенные леса, работают на укрепление конкурентоспособности российского лесного сектора на международном рынке, на котором "фокус конкуренции" смещается в сторону неценовых экологических факторов производства лесной продукции.

На сертификацию лесопользования и управления лесами России уйдет не менее 10 лет, - считают в Госдуме РФ.

АБН. 11.06.2003, Санкт-Петербург 19:34 В течение пяти лет уровень спроса на сертифицированную продукцию деревообработки в Европе может вырасти до 50% емкости рынка. Как сообщили в комитете по природным ресурсам и природопользованию Госдумы РФ, уже сейчас сертифицированная продукция занимает от 7% до 15% мирового экспорта лесоматериалов. Для России проблема сертификации этой отрасли стоит очень остро, поскольку около 75% круглого леса, 40% пиломатериалов, 30% целлюлозы идет на экспорт на рынки Европы, США, Японии, очень чувствительные к экологической проблематике. Тем не менее, сертификация лесопользования и управления лесами в России только развивается, и на выдачу "паспортов" всему российскому ЛПК уйдет не менее 10 лет.

Руководитель лесной службы выступил за создание единой электронной биржи по торговле лесом

Еgovernment. Экспортные сделки по лесному сырью должны стать полностью открытыми. "Достижение этого возможно путем создания единой электронной биржи, на сервере которой будут регистрироваться абсолютно все контракты на вывоз леса из страны", - сказал руководитель государственной лесной службы России Валерий Рощупкин. Помимо этого для устранения теневого бизнеса необходимо произвести сертификацию всех лесов, а так же помечать весь экспортируемый круглый лес специальным штрих-кодом. "Продажа круглого леса должна осуществляться лишь в том случае, если экспортер предоставит государственный сертификат на продаваемый лес, в котором четко и однозначно прописано происхождение предлагаемого на продажу леса, - считает Рощупкин. - Перепроверить легальность вывозимого сырья можно будет на любом посту ГИБДД или на таможне по штрих-коду, нанесенному на бревна".

Проекты, направленные на борьбу с нелегитимными рубками, уже реализуются в России - топ-менеджер корпорации "Илим Палп"

Корпорация "Илим Палп" внедряет комплекс мер, направленных на борьбу с нелегитимными заготовками. Добровольная лесная сертификация, лидером которой в России является "Илим Палп", один из самых действенных способов противодействия нелегальным рубкам. В настоящее время корпорация сертифицировала 1,589 млн гектаров в соответствии с принципами Лесного попечительского совета (FSC).

Как отметили в пресс-службе корпорации "Илим Палп", суть процесса министерской конференции стран Европы и Северной Азии по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе (ЕСА-ФЛЕГ) заключается в выстраивании программы межправительственного взаимодействия стран-членов ФЛЕГ по выработке правовых норм, которые исключали бы незаконную лесозаготовку и последующую поставку нелегитимно-заготовленного сырья в переработку, за счет нормативного регулирования рынка, сертификации лесоуправления, маркировки круглого леса.

Задачи лесной добровольной сертификации в условиях Сибири.

К одним из способов определения и контроля устойчивого управления лесными ресурсами является добровольная лесная сертификация. Под лесной сертификацией понимается система действий, направленная на оценку соответствия состояния конкретных лесных массивов требованиям экологически безопасным и неразрушающим биоразнообразия лесов процессам извлечения лесных ресурсов в ходе лесопользования или уходом за лесом. Лесная сертификация - это сравнительно новый и быстро развивающийся процесс, который способен повысить эффективность работы лесопромышленного сектора. Создание системы лесной сертификации сопряжено с определенными трудностями, вызванными сложностью объекта сертификации, которым являются результаты лесопользования для  конкретных участков лесного фонда.

Добровольная сертификация должна не ограничиваться только лесопользованием, а быть на всех этапах прохождения продукции. Этапами введения сертификации являются: сертификация лесных земель; сертификация лесных (недревесных) ресурсов; сертификация древесины на корню. Все эти этапы касаются собственника лесных земель (государства), в лице лесхозов. В дальнейшем сертификация от заготовителя до потребителя идет следующим образом: сертификация лесозаготовителей; сертификация леса в круглом виде; сертификация первичной переработки; сертификация производства продукции. Эти этапы влияют на выходе, когда потребитель намерен приобрести безопасную продукцию, которая отвечает экологическим требованиям.

Рассматривая роль сертификации в обществе в целом, можно сказать, что это гарантия тех человеческих потребностей (безопасности) которые он хотел и обязан получить при потреблении тех или иных товаров и услуг. В лесной отрасли лесная сертификация по международным представлениям это процедура независимого подтверждения соответствия системы управления лесного хозяйства международным требованиям и всей цепочки от заготовки до переработки определенным региональным, национальным и международными стандартами, которые отвечают экономико-социальным и экологическим требованиям. Сертификация лесных хозяйств разрабатывалась как альтернатива неэффективным международным инициативам, воздействию на те компании, которые стремились получить максимальную прибыль, не производя лесовосстановительных и т.п. работ. Вместе с тем лесная сертификация довольно сложная структура, которая должна учитывать не только затраты на заготовку, доставку, переработку и реализацию готовой продукции, но и на воспроизводство леса и последующим его уходом, что включает непредвиденные различные затраты, начиная от защитных, противопожарных мероприятий.

При внедрении сертификации встает вопрос, какую сертификацию выбрать так, чтобы она удовлетворяла концепции устойчивого управления лесными ресурсами страны, обеспечивала свободный выход на экологически направленные рынки Европы, Америки и Японии, на которых созданы крупные группы потребителей, которые и платят только за сертифицированную лесную продукцию, хотя по международным правилам международной торговли (ВТО) обязывать сертифицировать свою продукцию никого не заставляют, но рассматривая рынок, куда лесопромышленный комплекс поставляет свою продукцию, приходим к такому заключению, что сертифицированная продукция реализуется по наилучшей цене, которая окупает процесс сертификации, к тому же рынки Европы и Японии требуют высококачественную продукцию с сертификатом, а при отсутствии оной предлагают заниженную цену. При выборе одной сертификационной системы и действия в рамках ее критериев и принципов, может возникнуть ситуация ее несостоятельности и перехода ориентированности потребителя на другую, более значимую сертификационную систему которая завоюет потребителя в данный период времени. Это означает, что производитель заведомо ставит себя в возможность частичной или полной утрате рынка сбыта своей продукции на данном рынке. Из всего вышесказанного возникает необходимость или использовать несколько сертификационных систем так, чтобы некоторые были в запасе, или необходимо разработать такую гибкую систему сертификации, которая могла бы удовлетворять жесткие рамки основных сертификационных систем, но вместе с тем могла видоизменяться и ориентироваться на потребителя с его запросами и потребностями, но не истощала, а преумножала свои лесные ресурсы и удовлетворяла Концепции к устойчивому развитию. В Иркутской области практически не рассматриваются вопросы  добровольной лесной сертификации. В частности предприятия лесного комплекса области, выходящие и поставляющие  свою продукцию (целлюлозу) на европейский рынок, встречаются с требованием предоставления сертификата соответствия, подтверждающее соблюдение всех правил рубок главного пользования, организации лесовосстановления ценных пород, соблюдение экологического баланса, охраны окружающей среды и т.д. Для решения этих вопросов необходимо рассмотреть решения, как на теоретическом, так и практическом уровне.

Источники информации: Леспром Информ, РИА "Сибирь", RosInvest.com
Дата размещения: 11 Августа 2006, просмотров: 5595
Новое на форуме
Обсуждение вопросов торговли, поиск рекомендаций о компаниях, технологические вопросы. Ждем Вас на нашем форуме.

Автомобильная техника для вывоза леса ЗАО «ПЗГТ». Пермский завод грузовой техники – один из ведущих заводов России по производству техники для транспортировки леса. Мы производим: лесовозы, хлыст... Пермский завод грузовой техники
Сухая доска Елка 44-100-3м-4м Реализуем доску 14% влажности 1 сорт 44-100-3м-4м 15-75-3м-4м 5 сорт 44-109-4м 15-75-4м Естественной влажности D сорт 17-80-4м
Игорь2403
Купим доску. Липа. Сосна. Ель Купим пиломатериалы. Доску. Брус. 25.40.50. Ширина 100.150.200. Длина 3-6 метр. Брус 100-100.100-150.150-150. 1-2 сорта. 89533148049.закупаем заг...
Александр