Зарегистрироваться | Войти
Логин

Пароль

Статистика » Участников: 22636 Предложений: 201564 (+4)
Информационная система

Как усовершенствовать систему лесоснабжения предприятий?

Как обеспечить приток инвестиций в лесной комплекс?

Как бороться с нелегальными рубками и с нелегальным оборотом древесины?

Как повысить стоимость древесины, отпускаемой на корню, и обеспечить экономическую жизнеспособность лесопользования?

Как решить эти задачи одновременно?

Ответ на все эти вопросы представляется один: нужно совершенствовать систему лесной торговли и снабжения предприятий круглыми лесоматериалами с учетом особенностей этого вида продукции.

Инвестиции лесному комплексу страны нужны как воздух. Однако модернизировать лесопильный цех или строить новый ЦБК можно только при условии, что производство будет обеспечено древесным сырьем требуемого качества и в нужных объемах на длительный период, исчисляемый десятилетиями.

Гарантии обеспечения лесоперерабатывающих предприятий древесным сырьем может дать только его владелец. В наших условиях - это государство в лице Министерства природных ресурсов России (МПР). Среди пяти основных задач МПР, предусмотренных Положением об этом министерстве, значится и такая: "разработка и реализация мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики Российской Федерации в лесных ресурсах". Удовлетворение потребностей экономики следует понимать как удовлетворение потребностей каждого эффективно работающего лесоперерабатывающего предприятия страны. Может ли существующая система торгового оборота древесины гарантировать сырьевое обеспечение потребителей? Считаю, что не может.

В СССР действовала централизованная система лесоснабжения, при которой было предусмотрено формирование заявок потребителей на древесное сырье и их удовлетворение органами лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленностью. В целом система работала (хотя дефицит отдельных сортиментов существовал). Государство не могло позволить систематические простои государственных лесоперерабатывающих предприятия из-за отсутствия древесного сырья, также являющегося государственной собственностью.

Ликвидация в начале девяностых годов плановой системы лесоснабжения и приватизация предприятий лесной промышленности сильно изменили ситуацию. Полученная через аренду или аукцион древесина становится собственностью лесопользователя. Он распоряжается ею в соответствии со своими текущими возможностями и интересами, не имея ни перед кем из потребителей никаких обязательств.

Получилось, что государство сняло с себя функции контроля за распределением древесного сырья после его продажи на корню и за эффективностью его использования. Хочется думать, что это было сделано осознанно с предположением, что снабжение сырьем потребителей отрегулирует рынок круглых лесоматериалов.

Однако нерегулируемый рынок может справляться с обеспечением номенклатуры и количества скоропортящихся товаров при коротком цикле производства, продажи и потребления. Если сегодня в булочной что-то из ассортимента быстро закончилось, то можно позвонить на хлебозавод и завтра привезут больше. Была бы мука нужного качества.

С непортящимися товарами несколько проще, запасы сухих пиломатериалов, плит и фанеры занимают место на складе, но качества при хранении не теряют.

С круглыми лесоматериалами все куда сложнее. Цикл выращивания древесины в сто раз длинее, чем для пшеницы. Для подготовки к заготовке (строительство дорог, отвод в рубку) требуется несколько лет. Непосредственно заготовка и поставка продолжаются от полугода до полутора лет с перерывами на межсезонье. При этом круглые лесоматериалы в летнее время является скоропортящимся товаром. Две-три недели хранения летом - и можно получить сильное снижение их качества из-за синевы, червоточины и трещин усушки.

Не менее сложной является задача эффективного распределения заготовленной древесины по назначениям. Качество круглых лесоматериалов обеспечивается только сортировкой. Сейчас каждое из тысяч лесозаготовительных предприятий должно самостоятельно найти потребителей для заготовленной древесины всех пород и заключить с ними договора на поставку. Разработать правила разметки хлыстов и сортировки бревен в соответствии с заключенными договорами. Из-за погрешностей таксации и неоднородности лесфонда объем древесины, соответствующей требованиям к сортиментам по заключенным договорам, имеет значительные колебания. Поэтому своевременное выполнение договоров на поставку круглых лесоматериалов является весьма трудной управленческой задачей. Ее решение осложняется тем, что вследствие собирательного характера лесозаготовительного производства предприятия не могут иметь большой единичной мощности и территориально разобщены.

Решение отмеченных выше проблем на более высоком уровне, чем лесозаготовительное предприятие, имеет неоспоримые преимущества. Недаром в последнее время любят говорить о вертикально-интегрированных структурах. Однако в России очень мало лесопромышленных комплексов, которые в пределах одной лесосырьевой базы имеют различные лесоперерабатывающие производства и обеспечивают эффективное использование всей заготовленной древесины.

Чрезвычайно важным аспектом является прямая связь между лесоснабжением предприятий отрасли и благополучием населения поселков и городов, для которых предприятия являются градообразующими. Наличие такой связи делает необходимым участие в решении рассматриваемой проблемы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Обеспечение социального благополучия населения региона должно быть одним из основных критериев при принятии решений, связанных с использованием заготовляемой древесины.

В условиях России задачу по обеспечению потребителей древесным сырьем нужно решать на региональном уровне. При существующем распределении полномочий она должна быть возложена на Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды субъекта Федерации, которые являются сейчас основной структурной единицей МПР в регионах.

В качестве меры, "направленной на удовлетворение потребностей экономики Российской Федерации в лесных ресурсах", предлагаем рассмотреть возможность создания "Региональной рыночной системы лесоснабжения предприятий".

Основными участниками этой системы должны быть:

Потребители круглых лесоматериалов, заготовляемых в регионе - лесоперерабатывающие предприятия, экспортеры и импортеры круглых лесоматериалов (в том числе и из других регионов России и из других стран).

Управление природных ресурсов региона, выполняющее от имени государства роль владельца и продавца древесины.

Основные функции системы:

1. Выявление потребностей в круглых лесоматериалах
В системе должно быть предусмотрено выявления потребностей в древесном сырье. Для этого Потребители должны направлять в Управление природных ресурсов региона заявки на поставку круглых лесоматериалов на предстоящие 10 лет. В заявке должна содержатся: спецификация (технические требования к лесоматериалам - порода, размеры, пороки и др.); расположение пунктов поставки и условия приемки; требуемый годовой объем поставки и прогнозируемая цена круглых лесоматериалов в пунктах поставки с разбивкой по годам.

2. Заключение с Потребителями долгосрочных контрактов на поставку круглых лесоматериалов
Управление природных ресурсов региона анализирует возможность выполнения заявок, проводит дополнительные согласования условий поставки и цен. При положительном решении заключает с Потребителями долгосрочные контракты на поставку круглых лесоматериалов с возможностью ежегодного уточнения его условий. При отрицательном решении - сообщает Потребителям о причинах отказа и встречные предложения.

3. Составление региональных правил сортировки круглых лесоматериалов
На основе спецификаций заключенных контрактов Управление природных ресурсов региона составляет региональные правила сортировки круглых лесоматериалов, нормы выхода сортиментов из хлыстов и сортиментные планы для каждой отводимой в рубку делянки.

4. Организация и регулирование выполнения контрактов
В условиях предлагаемой системы лесозаготовительные предприятия выполняют примерно ту же роль, какая была при плановой экономике - осуществляют заготовку древесины, раскряжевку хлыстов на сортименты в соответствии с установленным сортиментным планом, сортировку и отгрузку круглых лесоматериалов потребителям. Непосильная для многих из них функция по заключению многочисленных договоров на поставку круглых лесоматериалов передается на региональный уровень, где она может быть решена более эффективно. Соответственно изменяются условия договоров аренды и лесных аукционов. Они превращаются в договора, заключаемые с Управлением природных ресурсов региона на проведение лесозаготовительных и транспортных работ, при этом древесина остается в собственности государства. Управление природных ресурсов региона через свои лесхозы контролируют выполнение этих работ, корректирует, при необходимости, правила сортировки круглых лесоматериалов и сортиментные планы и, в конечном итоге, обеспечивает выполнение контрактов с Потребителями.

Может ли такая система решить проблемы, перечисленные в начале статьи?

Наверно да. Контракт потребителя с владельцем древесины на корню является лучшей гарантией снабжения предприятия древесным сырьем. Обеспечивается прозрачность и управляемость лесного бизнеса при сохранении конкуренции между его участниками. Число участников в цепочке поставок древесины снижается до минимума. Заключая прямые контракты с потребителями, Управление природных ресурсов региона имеет значительно большие возможности влиять на цены круглых лесоматериалов, чем отдельные многочисленные лесозаготовители, а, заключая договора с лесозаготовительными и транспортными организациями, - контролировать расходы на этих операциях.

В явном виде проявляется несоответствие между запасами древесины различного качества и спросом на нее при сложившейся в регионе структуре лесопотребления. Выявляются объемы не используемой или неэффективно используемой древесины, направления совершенствования состава лесоперерабатывающих производств в регионе.

При предлагаемой системе стоимость древесины на корню не нужно устанавливать на уровне Правительства РФ, как это делается сейчас. Она получается автоматически как разница между контрактной стоимостью круглых лесоматериалов и стоимостью их заготовки и транспортирования.

Создаются предпосылки для успешного внедрения в России лесной сертификации - как подтверждения третьей стороной, что лесопользование экологически ответственно, социально ориентировано и экономически жизнеспособно.

Если вдуматься, то у предлагаемой системы найдется много других преимуществ.

Может ли такое предложение быть принято? Сразу - скорее нет. В перспективе - возможно да.

Причин много. Главная - инерционность мышления и отсутствие желания что-либо изменять. А менять нужно многое. Куда проще "разрабатывать меры", которые часто реализуются так, что к лучшему ничего не меняется. Предлагается, только подумайте, создать в Управлениях природных ресурсов регионов отделы по торговле древесиной, которым придется предоставить много прав, чтобы они могли нести ответственность за важное государственное дело - снабжение потребителей древесиной, приносить доход лесному хозяйству и государству.

Так почему же сделано изложенное выше предложение?

Потому, что надоело слушать и читать доклады, начинающиеся с описания огромных запасов древесины в наших лесах и заканчивающиеся сетованиями о плохом их обустройстве и использовании. Нужны новые концепции. Надеюсь, что данное предложение найдет сторонников, будет рассматриваться вместе с другими вариантами совершенствования организации лесопользования и лесоснабжения предприятий, реализовано полностью или частично.

Источник информации
Публикации лесэксперта в журнале "Лесная газета"

Дата размещения: 9 Октября 2006, просмотров: 3890
Новое на форуме
Обсуждение вопросов торговли, поиск рекомендаций о компаниях, технологические вопросы. Ждем Вас на нашем форуме.

Автомобильная техника для вывоза леса ЗАО «ПЗГТ». Пермский завод грузовой техники – один из ведущих заводов России по производству техники для транспортировки леса. Мы производим: лесовозы, хлыст... Пермский завод грузовой техники
Сухая доска Елка 44-100-3м-4м Реализуем доску 14% влажности 1 сорт 44-100-3м-4м 15-75-3м-4м 5 сорт 44-109-4м 15-75-4м Естественной влажности D сорт 17-80-4м
Игорь2403
Купим доску. Липа. Сосна. Ель Купим пиломатериалы. Доску. Брус. 25.40.50. Ширина 100.150.200. Длина 3-6 метр. Брус 100-100.100-150.150-150. 1-2 сорта. 89533148049.закупаем заг...
Александр